2020

Современный педагог — ресурсный педагог

Детство стремительно меняется. Сегодня наши дети растут в совершенно новых и зачастую непонятных взрослым реалиях. По прогнозам социологов, за ближайшие десять лет исчезнут от 12 до 15 процентов ныне существующих профессий. Быстрые перемены, происходящие в современном мире, делают необходимым формирование в детях желания постоянно осваивать новое, учиться на протяжении всей жизни. Поэтому педагогам сегодня очень важно использовать образовательные программы и технологии, которые будут направлены на развитие таких способностей как: умение работать в команде, самостоятельно решать существующие проблемы, умение прогнозировать и планировать свою деятельность, креативно и критически мыслить, а также уметь делать выбор. Многие педагоги достаточно ясно осознают современные общественные тенденции и испытывают потребности в соответствующих образовательных программах и технологиях, понимают, что решающую роль в успехе развития воспитанников будет играть личностное и профессиональное развитие педагога, его ресурсное состояние. Как отмечает известный российский психолог, педагог и публицист Людмила Петрановская: «Детям важно, чтобы мы были живыми, и чтобы чувствовали себя справляющимися с жизнью. Это намного важнее, чем обеспечение уровня потребления». Детям нужны ресурсные взрослые, а их катастрофически мало. Их дефицит. Дефицит среди родителей, среди педагогов, везде. Но в отношениях с детьми это заметнее. Им такие взрослые нужны как воздух. Работа современного ресурсного педагога требует больших организаторских способностей, умения импровизировать, широкого смотреть на мир, находиться на адекватном психологическом уровне. Это совсем не говорит о том, что воспитатель, специалист детского сада каждый день должен быть актером или клоуном, предлагая каждый раз яркое шоу, чтобы привлечь к себе внимание, уговаривая ребенка получить новую порцию знаний, которую определил для них сам, это говорит о том, что современный педагог должен идти за ребенком, учитывая его исключительные потребности, интересы и возможности. Всегда ли мы готовы к этому? Педагоги ТРИЗ технологии говорят: «Мы отвечаем детям на незаданные вопросы», скорее всего, это привычка педагога придерживаться традиционных форм и методов образования, использовать прежний стиль взаимодействия с детьми, использовать методические ресурсы, в которых прописаны не только цели развития ребенка, но и полностью представлены содержание обучения и воспитания, методы и конкретные педагогические технологии. Но невозможно обеспечить динамику личностного роста ребенка, совершенствовать его личностные ресурсы, пользуясь заранее заданными методическими «рецептами» и жестко отобранным содержанием, такой подход лишает права Информационный сборник Всероссийской конференции по дошкольному образованию «Современный педагог дошкольного образования: составляющие успеха» 12 на творчество не только ребенка, но и самого педагога. Мы должны понимать, что дети развиваются наилучшим образом тогда, когда они действительно увлечены процессом обучения. Однако такая педагогическая стратегия требует особого педагогического мастерства, способности к импровизации, умению чутко улавливать индивидуальные проявления детей, их интересы и предпочтения, а также реакцию на то или иное педагогическое действие, одним словом, современный педагог должен рассматривать вопрос воспитания и развития ребенка в системе образования с позиций ресурсного подхода, который направлен на повышение мобильности педагогов и их готовности к самообновлению. Поэтому перед современным педагогом стоят задачи, решение которых невозможно без личностных качеств, присущих именно ресурсному педагогу: • пробовать новые идеи обучения, быть готовым применять новые методы. Без этого невозможно сохранить свежесть своего восприятия и мотивацию к профессиональному росту; • искать ресурсы для развития и решения проблем, проявлять настойчивость, чтобы встречать проблемы лицом к лицу и стараться найти выход в любой ситуации, когда потребности высоки, а ресурсы ограничены; • верить в то, что всему можно научиться. Эта уверенность имеет двойное значение: с одной стороны, она помогает педагогу самому постоянно развиваться, осваивая новые программы и технологии, с другой стороны, не даёт опускать руки в работе с детьми; • уметь совместно с детьми и их родителями планировать соответствующую деятельность, делегировать воспитанникам свои полномочия и обязанности, развивая тем самым их самостоятельность и рационально расходуя собственные ресурсы, потому что и взрослые, и дети ценят не то, во что вложили свои силы ради них, а то, во что они вложились самостоятельно; • уметь расставлять приоритеты в зависимости от ситуации. Современные педагоги работают в постоянно движущемся потоке, чтобы быть эффективным, нужно иметь гибкое мышление, отслеживать изменения в детях и общей обстановке и расставлять приоритеты в зависимости от своих наблюдений. Например, чуткий воспитатель будет по-разному строить свою работу с ребенком, у которого проблемы с самодисциплиной, и с тем, у кого таких проблем нет. Уметь расставлять приоритеты это и способность правильно распределять время, которое всегда ограничено. • уметь транслировать и позиционировать свои идеи и свою работу. Дейв Берджес, американский педагог, автор книги «Обучение как приключение», сказал следующее по этому поводу: «Правильное позиционирование — это один из ключевых приемов превращения вашего класса в место, в котором хочется быть. «Позиционирование» термин из области маркетинга Я из кожи вон лезу, чтобы позиционировать свой класс как замечательное место, в котором происходит невероятно увлекательный педагогический процесс с потрясающими мероприятиями»; • стратегически мыслить, то есть понимать, что результат сегодняшней работы современного мыслящего педагога — это успешные взрослые люди, которые будут определять мир через 10–20 лет. • анализировать свою работу и поступки — это возможность превращать неудачи в победы. В педагогическом деле неудачи неизбежны, ведь зачастую невозможно учесть все факторы, с которыми приходится иметь дело. Но ресурсный педагог использует свои ошибки как учебный материал для себя и своих воспитанников, анализируя их и делая выводы. То же самое касается и побед: это не только повод для радости и других приятных эмоций, но и наглядный пример, показывающий, какие методы решения задач работают и почему. Несомненно, современному педагогу в период модернизации дошкольного образования необходимо выстраивать свою работу по новым траекториям, при этом брать ответственность за риски на себя, но именно позиция ресурсного подхода поможет педагогу овладеть смелостью рисковать: обращаясь к новым методикам и технологиям, экспериментируя с организацией процесса, предоставляя свободу выбора воспитанникам, отступая в случае необходимости от программы, быть актуальным, ресурсным и значимым, идти в ногу со временем. Информационный сборник Всероссийской конференции по дошкольному образованию «Современный педагог дошкольного образования: составляющие успеха». Завершить тезисы хочется так: вряд ли мы будем голословными, если скажем, что сейчас дети часто разбираются в чем-то лучше, чем взрослые. Поколение Z — это дети, родившиеся после 2000 года. Это первое поколение, которое родилось в цифровом мире, то есть в мире, который практически не имеет границ. В наше время достаточно легко достать любую информацию, но это происходит обезличено, для ВСЕХ. Но именно педагог «несет» слово, необходимый ресурс, именно он точно понимает, что стоит за каждым вопросом ребенка, именно он может помочь высказать ребенку вопрос настоящий, глубинный. Помочь связать тонкой ниточкой слово и понятие, выразить интуитивное представление о явлении, помочь ребенку приобрести способность преобразовывать эмпирический опыт на основе внутреннего осмысления. Ресурсный педагог — это тот, кто помогает ребенку перейти из области известного в область неизвестного, но не ведет его, покорного, за руку, а помогает увидеть направление и набраться смелости, чтобы шагнуть в неизвестное. Он говорит: «Я рядом».

         

Венгерова Наталия Владимировна Заведующий МБДОУ «Улыбка»